Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
Все потребности человека можно разделить на первичные и вторичные.
- Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными.
- Физиологические (они же — органические, биологические, естественные)потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, дыхании, воспроизводстве рода и т. д.
- Экзистенциальные потребности (от лат. exsistentia — существование, сущность) — это потребность в безопасности, в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в завтрашнем дне.
- Вторичные потребности являются по своей природе психологическими и приобретаются по ходу жизни.
- Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки (дружбе, любви, взаимопонимании).
- Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности, достижении успеха.
- Духовные потребности — это потребности в самовыражении, самоактуализации, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей:
- не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере;
- потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту его потребности.
Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и понаправленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Удовлетворение потребностей напрямую связано с уровнем способностей человека.
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Выделяют следующие виды специальных способностей:
- умственные и специальные,
- учебные и творческие,
- математические,
- конструктивно-технические,
- музыкальные,
- литературные,
- художественно-изобразительные,
- физические.
Комментариев нет:
Отправить комментарий