Существует несколько видов классификации общества, отличающихся критериями для выделения определённых типов обществ.
- Критерий — письменность: дописьменные и письменные.
- Критерий — формационный признак: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество. (Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом(совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой(совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике.
- Критерий — уровень развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
- Критерий — цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби, Н. Данилевский и др.).
- Критерий — уровень развития орудий и средств производства.
Тип общества
| |||
---|---|---|---|
Традиционное(аграрное) | Индустриальное(промышленное) | Постиндустриальное(информационное) | |
Время возникновения | Переход от первобытности к цивилизации — IV тыс. до н. э. | Переход от Средневековья к Новому времени: XVI−XVIII вв. | Переход к истории современности: конец ХХ — начало XXI в. |
Способ перехода | Неолитическая революция | Промышленная революция XVII−XVIII вв. | НТР — научно-техническая революция второй половины ХХ в. |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Информация |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характер труда | Ручной труд, индивидуальный характер | Механизация труда и стандартная деятельность (работа на конвейере), широкое применение механизмов и технологий | Резкое повышение количества творческой деятельности, автоматизация производства, компьютеризация общества |
Товарность | Натуральное хозяйство, ремесло только на заказ | Массовое производство | Мелкосерийное производство |
Занятость населения | Сельское хозяйство — до 80% общества | Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — около 80% | Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, сфера услуг — 60% и выше |
Доминирующая форма собственности | Общинная | Частная | Акционерная |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое,«природа не храм, а мастерская» | Глобальное, контролируемое, попытки решения экологических проблем |
Социальная структура | Касты, сословия, классы; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление общества; отмирание сословий и каст; упрощение социальной мобильности; подвижность социальных структур | Отмирание классовой структуры; замена её делением общества на страты; очень высокий уровень социальной мобильности; открытость всех социальных структур |
Политическая жизнь | Наиболее распространённая форма правления — неограниченная монархия; политические свободы отсутствуют; власть выше закона; божественное происхождение власти; власть = собственность | Наиболее распространённая форма правления — ограниченная монархия или республика; провозглашение политических свобод, равенство перед законом; власть не данность — идея «общественного договора» власти и общества; демократия «большинства» | Наиболее распространённая форма правления —демократическая республика; сильное гражданское общество; политический плюрализм — возникновение новой формы демократии («демократии консенсуса»); толерантность |
Духовная жизнь | Господство традиционных религиозных ценностей — церковь, сакральное почитание власти, брак и семья, культ традиций и обычаев, коллективизм; устная передача информации, низкий уровень образования общества; однородный характер культуры — народная культура | Утверждаются новые ценности прогресса и веры в науку, личного успеха, личной индивидуальности; повышается роль образования и соответственно растёт уровень образованности общества; возникновение элитарной культуры для ценителей и массовой культуры для всех | Основа мировоззрения — информация; особая роль науки, которая становится главным двигателем прогресса; культ образования — образование через всю жизнь; гуманизация и гуманитаризация образования; культ индивидуальности личности |
Комментариев нет:
Отправить комментарий