пятница, 3 июня 2016 г.

Типы обществ


Существует несколько видов классификации общества, отличающихся критериями для выделения определённых типов обществ. 
  1. Критерий — письменность: дописьменные и письменные.
  2. Критерий — формационный признак: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество. (Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом(совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой(совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике.
  3. Критерий — уровень развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
  4. Критерий — цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби, Н. Данилевский и др.).
  5. Критерий — уровень развития орудий и средств производства.
 Тип общества
Традиционное(аграрное)Индустриальное(промышленное)Постиндустриальное(информационное)
Время возникновенияПереход от первобытности к цивилизации — IV тыс. до н. э.Переход от Средневековья к Новому времени: XVI−XVIII вв.Переход к истории современности: конец ХХ — начало XXI в.
Способ переходаНеолитическая революцияПромышленная революция XVII−XVIII вв.НТР — научно-техническая революция второй половины ХХ в.
Основной фактор производстваЗемляКапиталИнформация
Основной продукт производстваПищаПромышленные изделияУслуги
Характер трудаРучной труд, индивидуальный характерМеханизация труда и стандартная деятельность (работа на конвейере), широкое применение механизмов и технологийРезкое повышение количества творческой деятельности, автоматизация производства, компьютеризация общества
ТоварностьНатуральное хозяйство, ремесло только на заказМассовое производствоМелкосерийное производство
Занятость населенияСельское хозяйство — до 80% обществаСельское хозяйство — около 10%, промышленность — около 80%Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, сфера услуг — 60% и выше 
Доминирующая форма собственностиОбщиннаяЧастнаяАкционерная
Воздействие человека на природуЛокальное, неконтролируемоеГлобальное, неконтролируемое,«природа не храм, а мастерская»Глобальное, контролируемое, попытки решения экологических проблем
Социальная структураКасты, сословия, классы; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильностьКлассовое деление общества; отмирание сословий и каст; упрощение социальной мобильности; подвижность социальных структурОтмирание классовой структуры; замена её делением общества на страты; очень высокий уровень социальной мобильности; открытость всех социальных структур
Политическая жизньНаиболее распространённая форма правления — неограниченная монархия; политические свободы отсутствуют; власть выше закона; божественное происхождение власти; власть = собственностьНаиболее распространённая форма правления — ограниченная монархия или республика; провозглашение политических свобод, равенство перед законом; власть не данность — идея «общественного договора» власти и общества; демократия «большинства»Наиболее распространённая форма правления —демократическая республика; сильное гражданское общество; политический плюрализм — возникновение новой формы демократии («демократии консенсуса»); толерантность
Духовная жизньГосподство традиционных религиозных ценностей — церковь, сакральное почитание власти, брак и семья, культ традиций и обычаев, коллективизм; устная передача информации, низкий уровень образования общества; однородный характер культуры — народная культураУтверждаются новые ценности прогресса и веры в науку, личного успеха, личной индивидуальности; повышается роль образования и соответственно растёт уровень образованности общества; возникновение элитарной культуры для ценителей и массовой культуры для всехОснова мировоззрения — информация; особая роль науки, которая становится главным двигателем прогресса; культ образования — образование через всю жизнь; гуманизация и гуманитаризация образования; культ индивидуальности личности 

Комментариев нет:

Отправить комментарий