Человек в группе
Группа — реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, интеллигенция, молодежь, ветераны, городские и сельские жители и др.
Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.
Малая группа — группа из двух и более человек, объединённых одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Основные признаки малой группы:
1) взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;
2) небольшое количество участников, оно может колебаться от 2−3 до 20−25 человек;
3) общая деятельность, подчинённая общей цели.
Классификация малых групп
Основа классификации
|
Виды малых групп
|
Совместная деятельность
|
Производственные, учебные, спортивные, семейные и др.
|
Длительность существования
|
Постоянные, временные
|
Характер отношений между членами группы
|
Формальные (официальные), неформальные (неофициальные)
|
Положение человека в малой группе зависит от многих условий.
Условия, влияющие на положение человека в малой группе:
1) роль и позиции человека в группе;
2) групповые нормы — определенные правила, принимаемые всеми членами группы;
3) групповые интересы;
4) групповые ценности;
5) групповые санкции (запретительные, поощрительные).
В каждой группе складываются определенные правила — групповые нормы.
Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Если члена группы не устраивают её нормы, то группа может использовать так называемые санкции — осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы.
Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношение его с остальными участниками группы.
Конформность или конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) —податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Конформист осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.
Межличностные отношения, общение
Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».
Выделяют следующие виды межличностных отношений:
1. Деловые (официальные — от лат. officialis — должностной) — связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель — ученик; директор школы — учитель; президент РФ — председатель Правительства РФ и т. д.).
2. Личные (неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей:
1) чувства, сближающие людей, — симпатия (внутреннее расположение, привлекательность человека);
2) чувства, разъединяющие людей, — антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).
Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека — важное условие межличностных отношений.
Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Формы межличностных отношений:
Наименование формы | Условия возникновения |
Отношения знакомства(знакомство):
I уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей);
II уровень — «приветствую» (только при взаимном узнавании);
III уровень — «приветствую и разговариваю на общие темы».
| Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений. |
Приятельские отношения(приятельство) | Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению. |
Отношения товарищества(товарищество)
| Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности. |
Дружба | Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие. |
Любовь |
Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность.
|
Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле слова общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имееткультура общения.
Культура общения включает в себя:
1) наличие доверия к тому, с кем общаешься;
2) наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;
3) демонстрация уступчивости в общении;
4) отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;
5) внимание к собеседнику;
6) владение культурой речи.
Межличностные конфликты, их разрешение
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт возникает тогда, когда столкновение интересов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.
Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:
1) конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;
2) неконструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям.
Фазы конфликта
1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.
На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.
2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Стратегия поведения
| ||
Первый вариант
|
Второй вариант
|
Третий вариант
|
Уход от ситуации (избегание конфликта). =>
Распад дружеских связей между людьми.
|
Отношения «переговоров», или «торга» (компромисс) => Каждая сторона может получить если не всё, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может её удовлетворить.
|
Отношения «борьбы», или собственно конфликтные (соперничество) =>
Каждая сторона стремится непременно получить максимум желаемого без каких- либо уступок.
|
3. Выбор способов действия, если избрана стратегия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).
На этой фазе определённая культура общения, которой обладают конфликтующие стороны, оказывает решающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разрешения конфликта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий