суббота, 4 июня 2016 г.

Социальная группа


Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (со­циальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Социальная общность — это реально существующая, эм­пирически фиксируемая совокупность людей, характеризую­щаяся относительной целостностью и выступающая само­стоятельным субъектом исторического и социального дей­ствия.

Признаки социальной общности:
  1. сходство условий жизнедеятельности;
  2. общность потребностей;
  3. наличие совместной деятельности;
  4. формирование собственной культуры
  5. социальная идентификация членов общности, их самопричисление к ней. 
Появление социальных групп:
  1. связано с общественным разде­лением труда и специализацией деятельности;
  2. вызвано истори­чески сложившимся разнообразием условий быта, культуры, соци­альных норм и ценностей.

Виды социальных групп
Основания для классификации
Наименование группы
Её сущность
Примеры социальных групп
Численность
Малая
группа
Небольшое число лю­дей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Харак­терны общие цели, задачи деятельности, психологические и по­веденческие особен­ности.
Представляет собой элементарную ячейку общества.
Семья, школь­ный класс, эки­паж самолета, компания дру­зей и др.

Большая
группа
Многочисленная со­вокупность людей, за­нимающих одинако­вое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.
Нация, класс, страта и др.
Характер
взаимодей­ствия
Первичная
группа
Группа, в которой вза­имодействие носит не­посредственный, меж­личностный характер и предполагает взаим­ную поддержку.
Группа друзей, сверстников, со­седей и др.
Вторичная
группа
Группа, взаимодей­ствие в которой обус­ловлено достижением конкретной цели и но­сит формально-дело­вой характер.
Производствен­но-хозяйствен­ные организа­ции, профсоюзы, политические партии и др.
Факт
существова­ния
Номиналь­ная группа(социальная категория)
Искусственно сконс­труированная группа, которая выделяется для целей статисти­ческого учёта населе­ния.
Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пас­сажиры приго­родных поездов, покупатели сти­рального порош­ка «Аист» и др.
Реальная
группа
Группа, критерием вы­деления которой слу­жат осознаваемые людьми реальные при­знаки (пол, возраст, национальность, до­ход, профессия, место жительства).
Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.
Способ организации и регулирова­ния взаимо­действия
Формальная (официаль­ная) группа
Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организа­ций.
Школьный класс, спортив­ная команда «Спартак» и др.
Неформаль­ная (неофи­циальная) группа
Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов её участни­ков, которые могут совпадать или расхо­диться с целями официальных организаций.
Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.
Членство в группе оказывает непосредственное влияние на по­ведение человека, которое может быть как положительным, так и отрицательным.
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.

Социальная структура общества:
1) социальные группы;
2) социальные слои;
3) социальные общности;
4) социальные институты;
5) социальные отношения.
Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм.
Разновидности квазигрупп:
1) аудитория;
2) фан-группа;
3) толпа.
Основные свойства квазигрупп:
1) анонимность;
2) внушаемость (суггестия);
3) социальная заражаемость;
4) бессознательность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий