Что такое власть?
Власть появляется одновременно с возникновением человеческого общества, оно не может обойтись без организации, которую эта власть дает обществу. Отсутствие власти приводит к хаосу, дезорганизации и анархии.
Существуют разные определения власти:
«В повседневной жизни мы часто используем слово „власть“, подразумевая любое сильное влияние, ограничивающее нашу свободу: власть природы, власть страстей или идей. Но в более строгом смысле власть — это отношение между людьми, при котором одни командуют, указывают, а другие подчиняются, выполняют».
Для сравнения — вот еще одно определение:
«Властью называется способность властного субъекта направить подвластного субъекта (на достижение нужных целей, например: в случае политической власти — способность направить действия общества на достижение нужных результатов). Нужные результаты тоже могут быть какими угодно: например, общественное благоденствие или личное удовольствие, месть или болезненное желание, и так далее. Существенно то, что власть есть именно способность, а не намерение, возможность или же что-либо другое».
И еще одно определение:
«Власть — это механизм организации и регулирования совместной деятельности».
Компоненты власти
Важно понять, что власть — это отношения двух сторон: субъекта и объекта, которые характеризуются степенью возможности первого навязать свою волю второму. Отсюда следует, что любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими и подвластными и возможность злоупотреблений властью. Субъектами и объектами власти могут быть как отдельные люди, так и группы людей, организации, структуры и даже целые социальные классы.
В зависимости от задач, которые субъекты власти ставят в отношении объектов власти, вырисовываются функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т. п.
Наиболее распространенные источники власти — это сила, наследство, деньги (капитал), возможность распоряжения каким-то общественным продуктом или благами, владение знаниями, информацией, тайна, авторитет, социальный статус, харизма (не путать с авторитетом и статусом!) и пр.
К слову говоря: любопытно проследить, как на протяжении человеческой истории менялись источники власти. Если в древнем мире физическое превосходство рождало власть — кто сильнее, тот и правит, то уже в средневековье власть начинают наследовать. Средневековый король — символ и воплощение власти, передаваемой по наследству. В Новое время в символ власти превращается капитал. Капитал даёт власть над промышленностью, т. е. над рабочими местами, а это, в свою очередь, даёт власть над людьми. В наше время таким символом власти стала информация. Контролируя поток информации, который распространяется в обществе, вы получаете возможность влиять на это общество. Хотя стоит признать, что насилие и капитал тоже никуда не деваются, а просто отходят на второй план.
С источниками власти тесно связаны основания власти — база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания (конституция, законы страны и пр.).
В свою очередь наиболее распространённые механизмы власти (ресурсы власти) — это прямое внушение (суггестия), принуждение (насилие), поощрение, право, шантаж, манипуляция, санкции, убеждение, традиции, мифы и пр. Сила не единственный механизм власти. Более того, своеобразной «монополией» на насилие в наше время начинает обладать государство, для которого оно становится крайней узаконенной мерой в отношениях с обществом. Гораздо более действенны в современном мире другие механизмы, которые позволяют с большей эффективностью добиваться своих целей.
К слову говоря: английский философ и гуманист ХХ в. Бертран Рассел считал, что на человека можно влиять «а) посредством прямой физической власти над его телом, т. е. когда его заключают в тюрьму или убивают; б) воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, то есть предоставляя работу или отказывая в ней; в) влиянием на взгляды и мнения людей, то есть пропагандой в самом широком смысле» .
И здесь мы подходим к самому щекотливому вопросу данной темы, в котором можно выделить два нюанса.
Первый — мы живём и существуем в обществе, которое управляется какими-то людьми (условно — политиками) с помощью различных механизмов власти. Насколько эти механизмы жёсткие, зависит от политиков и от того, какой властью мы (общество) их наделяем. Если общество никак не реагирует на то, кто и как им управляет, то власть такого политика становится безграничной. На эту тему французский философ Ларошфуко еще в XVIII в. сказал: «Если вы не будете заниматься политикой, тогда политика займется вами».
Задание: сравните высказывание Ларошфуко с известным афоризмом Наполеона Бонапарта «Если вы отказываетесь кормить армию своего государства, тогда будете кормить армию вражеского государства».
Второй нюанс заключается в том, что власть непостижимым образом меняет людей. Одни древние философы говорили, что власть развращает людей, другие о том, что она делает людей высокомернее и недостижимее. Еще Платон писал: «Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью».
К слову говоря: спустя две с лишним тысячи лет после Платона в 1887 году известный британский политик той эпохи лорд Актон высказался с трибуны британского парламента примерно в том же духе: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно… Великие люди почти всегда — дурные люди… Среди того, что ведёт к деградации и деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила.».
И для того чтобы стараться избежать подобного «самопорабощения властью», надо понимать одно: власть даётся человеку обществом и пониматься должна как забота об этом самом обществе. «Защищать и служить» — это не пустые слова. Власть должна восприниматься как честь, которую оказали человеку, для того чтобы он управлял другими. Но для этого власть должна доверяться лучшим из лучших. Причём понятие «лучший» трактуется именно с нравственной точки зрения, то есть наиболее честный, справедливый и порядочный, т. е. по-своему — «человек не от мира сего». Однако XX век, породивший феномен «восстания масс», противопоставляет ему свой идеал политика-популиста — человека из народа, человека как все, «выдающейся посредственности».
Задание: подумайте — какой механизм можно придумать, чтобы не дать человеку заразиться этим своеобразным «микробом власти»? Вспомните, какой механизм придумали для этого древние греки?
Политическая власть
Одной из важнейших видов власти в жизнедеятельности человека являетсяполитическая власть. Что же отличает политическую власть от других видов власти?
Политическая (от гр. politike — искусство управления государством, от гр. polis — город-государство) власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
Политологическая аксиома: политику невозможно осуществлять без власти.
Политическая же власть является особенным видом власти, наиболее сложным и опасным из всех других видов, которую отличают следующие черты (признаки политической власти):
1) Масштабность — политика даёт возможность влиять на судьбы жителей целой страны и даже мира. Представьте, что было бы, если Адольф Гитлер не стал бы руководителем Германии, а был всего лишь хозяином какой-нибудь небольшой австрийской фирмы? Какие бы это имело последствия для человечества?
2) Конкурентность и конфликтность — за обладание правом распоряжаться целой страной борются многочисленные силы, которые в азарте борьбы не стесняют себя никакими нравственными ограничениями.
3) Право использовать силу в пределах страны или в пределах определенной территории.
4) Осуществление государственной власти требует существования огромного государственного механизма, предполагающего наличие специальных организаций, особых типов отношений, символов, ценностей, идей, которые в совокупности образуютполитическую систему общества.
5) Действует на основе права от имени всего общества.
Большое значение для политической власти имеет проблема её устойчивости.
Основные принципы устойчивости политической власти | |
Легитимность власти | Результативность власти |
Процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений | Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на неё население |
Признаки | |
|
|
Типы (системы) политического господства
Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов политического господства, которые с ней связаны:
Линии сравнения | Традиционноегосподство | Легальное (рационально-правовое) господство | Харизматическое (от гр. charisme — милость, Божий дар) господство |
Правила (нормы), лежащие в основе господства | Патриархальные или сословные нормы | Рационально разработанные правила | |
Глава системы господства (тип «господина»)
| Монарх или религиозный глава | Избранное должностное лицо или коллегиальный орган | Пророк, военачальник, демагог, лидер |
Источник авторитета главы системы господства | Традиция или передача власти по наследству | Делегирование на основе принципа большинства | Эмоциональное доверие «свиты» к лидеру |
Форма легитимности (от лат.legitimus — законный) системы господства | Вера в установленный порядок вещей | Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм | Аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества лидера и в его идеи |
Доминирующий тип социального поведения | Традиционное | Инструментальное или целерациональное | Эмоциональное |
Типичный политический режим | Монархия | Парламентская демократия | Плебисцитарная диктатура |
Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает в себя элементы всех трёх типов.
Государственная власть
Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.
Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).
Признаки государственной власти:
1) носит публичный характер, т. е. выступает от имени общества;
2) имеет суверенный (от фр. souverainete — верховная власть) характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет);
3) ограничена территорией (базовое условие существования государства).
Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является её деление на законодательную, исполнительную и судебную.
Конституция - основной закон государства
Что такое Конституция?
Понятие Конституции уходит своими корнями к Древнему Риму, т. к. там Конституцией назывались указы императоров. Сегодня под Конституцией понимают закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой в пределах данного государства.
Конституция (в переводе с латинского constitutio — установление, устройство) — это основной Закон государства, нормативный акт, определяющий государственное устройство, регулирующий образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.
Сущность Конституции состоит в закреплении равновесия основных интересов и воли различных социальных слоев общества.
Действие Конституции распространяется на всей территории государства. Все сопутствующие документы, такие как законы и иные акты государственных органов, издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — есть высшая норма поведения для всех граждан и общественных организаций.
Конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, должностных лиц. Нормы первичны по отношению к иным правовым нормам.
Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти.
Конституционные нормы — общеобязательные правила поведения, определяемые экономическими, политическими и социальными возможностями общества, санкционированными и охраняемыми государственной властью.
История возникновения конституции РФ
Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна — новый законодательный орган — Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции:
1918 г. — Конституция РСФСР,
1924 г. — Конституция СССР,
1936 г. — «сталинская» Конституция,
1977 г. — «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации — первая Конституция демократической России.
Структура Конституции РФ
Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.
Преамбула — (от латинского praeambulus — идущий впереди, предшествующий) — вводная (вступительная) часть какого-либо акта, в котором дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Главные задачи Конституции заключаются в том, чтобы закрепить и гарантировать фундаментальные права человека и гражданина, согласно второй главе Конституции РФ. Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей. Об упорядочивании государственной власти, главы 3−6,8. Утверждение правосудия, глава 7 Конституции РФ.
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
Комментариев нет:
Отправить комментарий