СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
В процессе обучения происходит передача индивиду накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- Экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности.
- Социальная — социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности.
- Культурная — использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.
- Сберегающая — сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1) органы управления образованием;
2) совокупность образовательных стандартов и программ;
3) сеть образовательных учреждений:
- дошкольное образование,
- начальное образование (начальная школа),
- среднее образование (средняя школа),
- среднее специальное образование (колледжи, лицеи),
- высшая школа (вузы).
4) принципы образовательной политики в РФ:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Демократизация системы образования — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
- Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
- Непрерывность образования — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
- Гуманизация образования — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
- Гуманитаризация образования — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
- Интернационализация процесса образования — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
- Компьютеризация процесса образования — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Комментариев нет:
Отправить комментарий