пятница, 3 июня 2016 г.

Межличностные отношения. Межличностные конфликты


Человек в группе
Группа — реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, интеллигенция, молодежь, ветераны, городские и сельские жители и др.
Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.
Малая группа — группа из двух и более человек, объединённых одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Основные признаки малой группы:
1) взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;
2) небольшое количество участников, оно может колебаться от 2−3 до 20−25 человек;
3) общая деятельность, подчинённая общей цели.
Классификация малых групп
Основа классификации
Виды малых групп
Совместная деятельность
Производственные, учебные, спортив­ные, семейные и др.
Длительность существования
Постоянные, временные
Характер отноше­ний между членами группы
Формальные (официальные), нефор­мальные (неофициальные)
Положение человека в малой группе зависит от многих условий.
Условия, влияющие на положение человека в малой группе:
1) роль и позиции человека в группе;
2) групповые нормы — определенные правила, принимаемые всеми членами группы;
3) групповые интересы;
4) групповые ценности;
5) групповые санкции (запретительные, поощрительные).
В каждой группе складываются определенные правила — групповые нормы.
Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Если члена группы не устраивают её нормы, то группа может использовать так называемые санкции — осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы.
Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношение его с остальными участниками группы.
Конформность или конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) —податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Конформист осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.
Межличностные отношения, общение
Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».
Выделяют следующие виды межличностных отношений:
1. Деловые (официальные — от лат. officialis — должностной) — связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель — ученик; директор школы — учитель; президент РФ — председатель Правительства РФ и т. д.).
2. Личные (неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей:
1) чувства, сближающие людей, — симпатия  (внутреннее расположение, привлекательность человека);
2) чувства, разъединяющие людей, — антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).
Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека — важное условие межличностных отношений.
Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Формы межличностных отношений:
Наименование формыУсловия возникновения
Отношения знакомства(знакомство):
I уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей);
II уровень — «приветствую» (только при взаимном узнавании);
III уровень — «приветствую и разговариваю на общие темы».
Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений.
Приятельские отношения(приятельство)Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению.
Отношения товарищества(товарищество)
Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности.
ДружбаВзаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие.
Любовь
Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность.
Общение — вид деятельности, при котором проис­ходит обмен информацией, идеями, оценками, чувства­ми, конкретными действиями. В широком смысле слова общение — взаимные от­ношения, деловая или дружеская связь между людьми.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имееткультура обще­ния.
Культура общения включает в себя:
1) наличие доверия к тому, с кем общаешься;
2) наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;
3) демонстрация уступчивости в общении;
4) отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;
5) внимание к собеседнику;
6) владение культурой речи.
Межличностные конфликты, их разрешение
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт возникает тогда, когда столкновение инте­ресов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, ес­ли имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт. 
Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:
1) конструктивные — стороны в них не выхо­дят за рамки деловых ар­гументов, нравственных отношений;
2) неконструктивные — одна из сторон прибега­ет к нравственно осуж­даемым действиям, например, оскорблениям. 
Фазы конфликта
1. Определение, осознание участниками общения си­туации как конфликтной.
На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.
2. Выбор стратегии поведения в конфликтной си­туации.
Стратегия поведения
Первый вариант
Второй вариант
Третий вариант
Уход от ситуации (избегание конфликта). =>
Распад друже­ских связей между людьми.
Отношения «перего­воров», или «торга» (компромисс) => Каждая сторона мо­жет получить если не всё, к чему стремит­ся, то хотя бы ка­кую-то часть, кото­рая может её удовлетворить.
Отношения «борь­бы», или собствен­но конфликтные (соперничество) =>
Каждая сторона стремится непре­менно получить максимум желае­мого без каких- либо уступок.
3. Выбор способов действия, если избрана страте­гия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант). 
На этой фазе определённая культура общения, кото­рой обладают конфликтующие стороны, оказывает ре­шающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разре­шения конфликта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий